Основные подходы к оценке метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО.

Основные подходы к оценке метапредметных результатов
в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО.

Оценивание личностных результатов не может и не должно завершаться выставлением отметки. Оценивание метапредметных результатов должно осуществляться в единой логике с результатами предметными.

В основе нового подхода к оцениванию должны лежать следующие критерии:
— оценивание является постоянным процессом, интегрированным в учебный процесс;
— оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения;
— критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и учителю, и детям и даже вырабатываться совместно с детьми;
— оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.
На сегодняшний день в современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков обучающихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
ФГОС предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, используя формирующее оценивание — это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
Формирующее оценивание дает возможность педагогу отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс. Это должно подтолкнуть учеников и педагога к самоанализу и стремлению улучшить результат. Ученику – осознать степень ответственности за свое образование. Такое оценивание является чаще всего безотметочным оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Результатами применения формирующего оценивание является:
— обеспечение освоения образовательной программы всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;
— максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки Стандарта по уровню освоения содержания;
— формирование оценочной самостоятельности учащихся;
— формирование адекватной самооценки.
Можно обозначить пять принципов формирующего оценивания:
1. Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку детей.
5. Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Таким образом, заявленные в Стандарте принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии формирующего оценивания или, как его часто называют, оценивание для обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа или как средство решения, и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных работ, например, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Это такие учебные действия, как умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия.
В этом случае внутренняя оценка, фиксируется в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога. Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.

Оценка метапредметных результатов на уроках изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства уровень сформированности УУД рассматриваю как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач, оцениваю и измеряю при выполнении комплексных заданий на межпредметной основе.
При этом соблюдаю обязательные условия оценки образовательных достижений обучающихся:
— критериальное оценивание, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения;
— критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и учителю, и детям иногда вырабатываться совместно с детьми;
— оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.
Оценивание метапредметных результатов осуществляю в единой логике с результатами предметными. Составляю комплексно-ориентированные задания, где оценка метапредметных результатов фиксируется отдельно по бальной системе, затем суммируется с баллами за предметные результаты.

Пример комплексно-ориентированного задания:
Инструкция для учеников.
Характеристика задания 1. Предмет ИЗО, 5 класс
2. Обобщающий урок по теме: «Связь времен в народном искусстве «.
Стимул Вы – команда предпринимателей. Соревнуетесь за тендер по созданию рекламной компании, по производству чехлов для смартфонов в стиле народного искусства. Доверят этот проект, той группе, которая быстрее всех представит самый оригинальный вариант рекламы.
Задачная формулировка В нетбуках на рабочем столе есть папка с заданиями – «5кл. ДПИ», выполните их при помощи компьютера, пользуясь текстами и карточками с распечатанной информацией из кейса на школьном столе и презентацией (она есть в папке нетбука).
 Подготовительный блок
1). В группе разбейтесь на 2 подгруппы (можно жеребьевкой, вытягивая цветные карточки разного цвета). Определите, кто будет выполнять практическое задание № 1 «Виды ДПИ» — ЦОР,
а кто практическое задание № 2 «Заполнение интеллект- карты». (Работа с понятием: вид ДПИ, в соответствии с выбранным промыслом).
2). Выполните задания при помощи ПК.
3). Переместитесь в группе и проверьте друг у друга выполненные задания.
4). Заполните цветной бланк распечатанной «интеллект-карты» и представьте результат в общую схему через 12 минут, выбрав представителя от группы.

 Практический блок
Необходимо разработать линейку чехлов для смартфона в стиле выбранного вами промысла.
Разбейтесь в группе на подгруппы по 2 человека. Рассмотрите особенности выбранного промысла (материалы в кейсе и в папке рабочего стола в нетбуках). Разработайте эскизы для 2 чехлов в соответствии со спецификой промысла. Придумайте слоган и название предприятию. Презентация должна занять не более 2 минут.
1). Откройте на вашем компьютере документ (задание № 3) через Графический редактор Paint.
2). Выполните задание. С помощью инструментов «выделить», «копировать», «вставить» (наверху в панели инструментов) украсьте чехол в соответствии с указанным видом и промыслом декоративно-прикладного искусства. При необходимости дорисуйте нужные элементы. Представьте результат через 12 минут.
3). Проверьте в группе у другой пары выполненные задания, выбрав представителя от пары, обсудите результат.

 Аналитический блок
«Перемена мест. Просмотр и демонстрация готовых работ».
1). Перейдите на место соседней группы и рассмотрите их работы
2). Используя свой план действий, оцените в «талантах» работу другой группы. («талант» — карточка яркого цвета с баллами)
5 талантов – «отлично»
4 таланта – «хорошо»
3 таланта – «надо еще постараться»

Источник информации (содержит необходимую инф, для успешной деятельности учащегося) Учебник, кейсы на школьном столе с текстами и карточками с распечатанной информацией и образцами орнаментов;
ПК с заданиями, презентацией и доп информацией (в папке нетбука).
Инструмент проверки Параметры шкалы Содержание параметров Балл
 Подготовительный блок 7-14 баллов
Исп. источников Использованы все представленные источники 1-2
Выполнены все задания при помощи ПК.
Правильно заполнены все графы «интеллект. карты»
Представили информацию в общую схему 1-2
3-5

1-2
Организация
деят-ти Регламент (уложились во время) 1-3
 Практический блок 14-29 баллов
Содержание Умелое использование инструментов графического редактора.
Соответствие стилистики выбранного промысла.
Просматриваются особенности цветового решения данного промысла. 3-5

1-3

1-3
Соответствие слогана, заявленной тематике 1-3
Оригинальность названия 1-2
Организация выступления Построение речи, логичность выступления 3-5
Презентабельность своего продукта 3-5
Регламент 1-3
ИТОГО: 21-43 баллов
Шкала оценивания:
«3» – 21-28 баллов. «4» – 29-36 баллов. «5» – 37 баллов и более

Список источников:
1. Асмолов А.Г. «Формирование УУД в основной школе».
https://docs.google.com/document/d/1LVBGePIdl5UO2B…/edit
2. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
3. Вагина С.Г, Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.
4. «Знанио» https://znanio.ru/medianar/

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

MNN070577

0
Руководитель ПТГ предметной области "Искусство", учитель ИЗО, ДПИ, музыки, географии.
Комментарии: 0Публикации: 45Регистрация: 05-10-2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.