Особенности реализации предметной области «Искусство» в 2020-2021 учебном году

Особенности реализации
предметной области «Искусство»
в 2020-2021 учебном году

Категория слушателей: учителя музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, заместители директоров по учебной и научно-методической работе.

В сообщении рассмотрены следующие темы:
— Преподавание предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО;
— Преемственность начального и основного общего образования по предметам художественно-эстетического цикла (ИЗО, музыка, МХК);
— Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя и рекомендации по составлению рабочих программ;
-Цифровые ресурсы в преподавании предметной области «Искусство»;
— Рекомендации по использованию современных образовательных технологий в условиях реализации концепции предметной области «Искусство».

Концепция преподавания предметной области «Искусство»

Документы, на которые опирается преподаватель искусства в своей работе:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2019 № 653 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 — 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года»;
Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года). https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b

Цель работы учителя искусства:
обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Задачи, реализуемые учителями искусства:
• совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования;
• развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;
• художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;
• создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство».

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя.
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания образовательной области «Искусство» в 2020- 2021 учебном году общеобразовательным организациям Томской области рекомендуется строить учебный процесс в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 10.06.2019 № 286 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
• Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24.12.2018 (протокол Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 №ПК-1вн);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2019 № 653 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 — 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года»;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, внесенные в реестр образовательных программ — http://fgosreestr.ru;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 (ред. от 22.11.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Изучение предметной области «Искусство» в основной школе
В соответствии с п.7. статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Рекомендации по составлению рабочих программ.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) рабочие программы по учебным предметам, элективным курсам разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (Статья 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» п.5, п.7).
Рабочая программа – документ образовательной организации, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, а также требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования.
Рабочие программы по учебным предметам предметной области «Искусство», должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. Разработка рабочих программ по учебным предметам предметной области «Искусство» строится с учётом материально-технической базы образовательной организации, местных социальноэкономических условий и национальных традиций.

Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации предметной области «Искусство»
В соответствии со статьями 18, 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация имеет право выбора учебников, включенных в перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345.
При выборе учебников следует придерживаться одной из предметных линий, чтобы обеспечить содержательную и дидактическую преемственность в преподавании. Завершёнными линиями для основного общего и среднего общего образования, обеспечивающими преемственность на этих этапах обучения, считаются УМК, входящие в федеральный перечень учебников и имеющие в своём составе УМК для 5–9, 10–11 классов.

Изучение предметной области «Искусство» в старшей школе интегрированный предмет «Искусство» предмет «Мировая художественная культура»
В учебном плане для 10-11 классов учебные предметы предметной области «Искусство» не входят в число обязательных учебных предметов, но в целях обеспечения непрерывности художественно-эстетического образования на усмотрение общеобразовательной организации исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), возможно преподавание.
На базовом уровне или в качестве предметов/курсов по выбору:
1 вариант: Интегрированный курс «Искусство» синтезирует сведения из разных областей искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии, театрального и киноискусства) и науки (искусствоведения, культурологии), соединяя в сознании обучающихся разрозненные знания в области искусства и культуры в целостную художественную картину мира. Эта дисциплина также соединяет в себе историко-культурологическое содержание эпохи, выступает источником понимания синтетической природы искусства, становится фактором мировоззренческой позиции обучающегося в контексте современного личностно-значимого обучения.
2 вариант: Предмет «Мировая художественная культура» включает в себя не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи. Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира. Возрастные особенности выпускника старшей школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы. Мировая художественная культура, в данном случае, выступает как интегративный предмет и может быть реализована в рамках программ вариативных и элективных курсов.

Цифровые образовательные ресурсы в преподавании предметной области «Искусство»
https://resh.edu.ru/
Российская электронная школа (РЭШ) — «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. Интерактивные уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу.
Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Упражнения и проверочные задания уроков даны по типу экзаменационных тестов. РЭШ позволяет сформировать план обучения для учеников в соответствии с их запросами. В каждый урок, помимо объясняющих тему интерактивных элементов, включены тренировочные задания и контрольные вопросы по двум вариантам. Учитель может самостоятельно добавлять любые дополнительные задания, написания эссе и проверять их. На ресурсе собрана обширная библиотека дополнительных материалов Минкультуры России (театральные постановки, фильмотека, музыкальные произведения, биографии знаменитых людей), которые также можно использовать для изучения различных тем на уроках, искусства и МХК.

Образовательный проект «Больше, чем урок!» предлагает в помощь учителю видеолекции по разным предметам и направлениям работы. Интересные лекторы представляют познавательную информацию, которая может быть полезна при подготовке и проведении уроков. На информационном ресурсе проекта можно ознакомиться с материалами по искусству и музыке.
http://academy.mosmetod.ru/

Образовательные технологии при реализации предметной области «Искусство»
Проектная технология — одна из современных образовательных технологий. Реализация проектной деятельности в рамках предметной области «Искусство» позволяет обучающимся формировать навык нахождения и отбора необходимой информации, развивать творческие способности, повышать уровень социальной зрелости, реализовать свой интерес и демонстрировать уровень знаний, умений в области искусства. «Граффити как новый вид искусства» «Кино покоряет мир» (фестиваль видеороликов) «Маленький музей большого искусства» (музей копий художественных произведений) «Пейзаж в музыке, живописи и поэзии» (Художественная гостиная для школьников) «Реклама: торговля или искусство?» (создание коллекции профессиональной и собственной рекламы)

Технология проблемного обучения основывается на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность.
Задание 1. Вспомните, в какую сторону едет боярыня на картине Сурикова, и объясните выбранное художником направление.
Задание 2. Раздел «Искусство XX века». 11 класс (учитель демонстрирует факты, явления, события, противоречащих изученному ранее материалу или друг другу). Тема «Художественные принципы символизма». Противоречие наблюдаем в том, что вся культура символична, начиная с ранних этапов развития человечества, но символизм, как течение, как художественное направление, появляется именно в XX веке. Обучающимся предстоит найти ответ на данный вопрос, используя различные источники информации. Задание 3. В эрмитажной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» определите, где в реальности должны были бы находиться источники освещения изображенной художником сцены, и объясните, почему Рембрандт выбрал именно такую подсветку персонажей.

Интегрированные технологии. Основу интегрированного обучения на предметах области «Искусство» составляет взаимодействие педагогов разных образовательных областей по определенным темам, направлениям работы, проектам, художественным событиям и др. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и фантазии обучающихся, на формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания из различных источников в решении конкретной задачи (проблемы).
Тема стихии природы: Тютчев Ф. «Весенняя гроза», Васильев Ф. «Гроза», Лист Ф. фортепьянная пьеса «Гроза», Чайковский П. фантазия «Буря»
Тема природы: Пришвин М. «Лесной ручей», Левитан И. «Мостик», Аренский А. «Лесной ручей»
Тема страха: Гете И.В. «Лесной царь», Бакст Л. «Античный ужас», Швинд М. «Лесной царь», Шуберт Ф. песня на стихи Гёте «Лесной царь»
Тема героизма: Гёте И.В., Байрон Дж. стихотворения «Прометей», Йорданс Я., Тициан, Рубенс П., Снейдерс Ф «Прикованный Прометей», Бетховен Л. балет «Творение Прометея», Лист Ф. симфоническая поэма «Прометей», Скрябин А. Симфоническая поэма «Прометей», Шуберт Ф. ария на слова Гёте И.В. «Прометей».

Определены основные направления работы в системе образования на новый учебный год
Итоги прошедшего учебного года и основные направления работы на новый учебный год обсудили на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Совещание прошло под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.
Министр напомнил, что 21 июля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях развития на период до 2030 года». В зону ответственности Министерства просвещения входит сфера самореализации и развития талантов.
Он подчеркнул важность стратегических задач, одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Говоря о Цифровой образовательной среде, Министр ещё раз сообщил, что переход на дистанционный формат был вынужденной мерой и «речь идёт не о замене традиционного классического обучения на дистанционное обучение, а о том, чтобы в рамках ЦОС помогать школе в организации традиционного обучения и решении имеющихся проблем».
Министр информировал также о возвращении в традиционный школьный формат с 1 сентября.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева в рамках совещания обозначила цифровую образовательную среду как инструмент для предстоящей работы.
Подводя итоги совещания, Министр просвещения Сергей Кравцов особо подчеркнул, что именно благодаря труду педагогов российская система образования достойно выдержала сложный период вынужденного перехода на дистанционное обучение и получила высокую оценку зарубежных коллег. Он добавил, что и в новом учебном году все усилия будут направлены на поддержку педагогов.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

MNN070577

0
Руководитель ПТГ предметной области "Искусство", учитель ИЗО, ДПИ, музыки, географии.
Комментарии: 0Публикации: 45Регистрация: 05-10-2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.