Оценка достижений планируемых образовательных результатов по изобразительному искусству в соответс

Оценка достижений планируемых образовательных результатов
по изобразительному искусству
в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
1. Планируемые результаты обучения изобразительному искусству в основной школе (ФГОС)…………………………….
4
1.1. Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию ………………………………………………………
4
1.2. Виды универсальных учебных действий ………………………… 6
2. Оценочная деятельность педагога на уроках предметной области «Изобразительное искусство» …………………………..
13
3. Система оценивания деятельности и художественных достижений учащихся на уроках изобразительного искусства….
17
Заключение………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………….. 35

Введение
Современный человек – это человек, умеющий не просто владеть информацией, а ещё и умеющий рассматривать её с разных точек зрения, делать собственные выводы. Образовательный процесс в школе направлен на обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития ребёнка, формирование у него активной гражданской позиции.
Задача каждого учителя состоит не столько в том, чтобы формировать качества личности, сколько в том, чтобы создать условия для их развития, что включает в себя обеспечение взаимодействия со средой, в которой ребёнок растёт через поиски информации, воплощение задуманного с проявлением творчества, умении аргументировать свою точку зрения, а также нести ответственность за свой выбор.
В соответствии с ФГОС [3] выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития и достижений обучающихся, поощрять их продвижение, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

1. Планируемые результаты обучения изобразительному искусству в основной школе (ФГОС).
1.1. Универсальные учебные действия (УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Результаты (УУД) Результаты обучения изобразительному искусству
Предметные -овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
-овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и прикладной графике), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях;
-способность к созданию выразительного художественного образа
Метапредметные -умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
-умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
-умение использовать для решения художественных задач средства информационных и коммуникационных технологий;
-умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность
Личностные -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
-сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-сформированность представлений о нравственных нормах;
-развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
-способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;
-сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
-сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни
УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Ученик осваивает совокупность способов действия (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, что составляет суть УУД.

1.2. Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
1) Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
а) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
б) смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение, – и уметь на него ответить;
в)нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Выпускник получит возможность для формирования:
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
-готовности к самообразованию и самовоспитанию;
-адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
-устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
3. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих, законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Выпускник научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-проводить наблюдения под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач в зависимости от конкретных условий;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
4. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Выпускник научится:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
-работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-основам коммуникативной рефлексии;
-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
-отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

2. Оценочная деятельность педагога на уроках предметной области «Изобразительное искусство»
Вопросы оценки образовательных достижений обучающихся являются актуальными для всех педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, т. к. внедрение ФГОС направлено на совершенствование системы образования, что предполагает получение школьниками нового результата образования в виде универсальных учебных действий.
Соответственно развитие самостоятельных учебных действий повлекло за собой и изменение системы их оценивания: она направлена на расширение объектов контрольно-оценочной деятельности педагога, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика.
Содержание учебников по изобразительному искусству содержит проектные и творческие задания, обеспечивает разнообразные организационные формы обучения (индивидуальное, парное, групповое, коллективное, фронтальное), ориентирует на широкое использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Личностные образовательные результаты выявляются в ходе как внутренних, так и внешних мониторинговых исследований. Основой такого мониторинга является психолого-педагогическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса. Шкала оценивания соответствует балльной системе: 1 – низкий уровень; 2 – достаточный уровень; 3 – высокий уровень. Результаты внутреннего мониторинга не могут быть персонифицированными, являются основанием для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Одновременно осуществляется мониторинг занятости обучающихся в системе дополнительного образования школы по художественно-эстетическому направлению, а также мониторинг результативности участия в олимпиадах, конкурсах различных уровней и т.п. В комплексе такая работа позволяет поощрять продвижение каждого ученика, эффективно выстраивать индивидуальные траектории обучения с учётом зоны ближайшего развития.
На уровне внешних мониторинговых исследований оценивается: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; сформированность социальных компетенций.
Оценка метапредметных образовательных результатов осуществляется в ходе выполнения учениками соответствующих учебных заданий, текущих тематических проверочных работ, учебных проектов, исследований. Оценка таких работ фиксируется, как правило, в классных журналах по предмету. Основной процедурой оценки достижения метапредметных образовательных результатов является индивидуальный проект. Необходимо отметить, что организация работы в данном направлении требует определенной перестройки образовательного пространства — выхода за рамки уроков и даже учебных предметов: в соответствии со своими образовательными потребностями ученики самостоятельно определяются с выбором консультанта из числа учителей, становятся инициаторами проблемы исследования, способов её решения, планирования отдельных действий, замысла конечного результата (продукта). При этом меняется и способ коммуникации между учителями и учащимися, который выстраивается на уровне субъект-субъектных отношений, образовательный процесс становится более открытым и демократичным. Неоспоримо главной педагогической задачей при организации проектной деятельности является формирование у учеников навыков самоорганизации в решении учебных задач, поиске, анализе и обработке информации.
Опыт работы в данном направлении позволяет отметить, что критерии оценки индивидуальных проектов разрабатываются непосредственно с учетом целей и задач проектной деятельности на конкретном этапе образования и в соответствии с образовательными возможностями учеников. Критерии повышенного уровня для 5 класса могут стать базовыми для обучающихся 6 класса, 6 класса – для 7, и т.д. Так, оценка выполнения индивидуального итогового проекта учениками 5 класса включает в себя следующие критерии достижения планируемых метапредметных результатов:
1. Познавательные:
1) ученик излагает исходный замысел, цели, назначение проекта, дает краткое описание хода выполнения работы и полученных результатов;
2) ученик разработал модель, макет, объект, творческое решение заявленной проблемы;
3) в ходе представления работы ученик ссылается на использованные для реализации проекта источники.
2. Регулятивные:
1) ученик планирует свою познавательную деятельность с помощью наставника/управляет ею самостоятельно;
2) ученик активно и самостоятельно использует различные информационно-ресурсные возможности для достижения учебной цели.
3. Коммуникативные:
1) ученик ясно и четко излагает выполненную работу;
2) ученик использует иллюстрационные материалы (рисунки, слайды, плакаты, схемы и т.п.);
3) ученик аргументированно отвечает на вопросы, вступает в диалог.
Шкала оценки – 1 балл по каждому критерию, первый критерий регулятивных универсальных учебных действий оценивается от 1 до 2 баллов. Максимальный балл критериев базового уровня – 6; максимальный балл повышенного уровня – 9. Переводим полученные баллы в традиционную отметочную систему:
3 балла (50% от максимального балла критериев базового уровня) – отметка «3»;
4 — 5 баллов (66 % — 83 % от максимального балла критериев базового уровня) – отметка «4»;
6 — 9 баллов (100% от максимального балла критериев базового уровня + критерии повышенного уровня как зона ближайшего развития ученика) – отметка «5».
Оценивание предметных образовательных результатов осуществляется в ходе процедур стартовой диагностики, текущей, тематической, промежуточной оценки [1,с.5]. Особый практический интерес представляет процедура текущего контроля, где используются самые различные способы оценки достижения планируемых результатов: устные и письменные опросы, практические и творческие работы, индивидуальные и групповые работы, листы продвижения, самоконтроль, взаимооценка, рефлексия.
В рабочих образовательных программах основного общего образования введено понятие уровневого подхода: базовый уровень определяет блок планируемых результатов «выпускник научится», повышенный уровень определяет блок планируемых результатов «выпускник получит возможность научиться». Оценка достижения планируемых результатов повышенного уровня ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. При использовании стандартизированных измерительных материалов критерий освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня в период введения ФГОС и не менее 65% в дальнейшем.

3. Система оценивания деятельности и художественных достижений учащихся на уроках изобразительного искусства
Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом в условиях введения ФГОС, является внедрение в практику преподавания новых моделей образовательной системы, в том числе – системы оценивания планируемых результатов – предметных и метапредметных.
Система оценки образовательных достижений выполняет ряд функций:
-поддержка и стимулирование учащихся;
-обеспечение обратной связи «ученик-учитель»;
-информирование о ситуации;
-вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную и самооценочную деятельность.
На данный момент можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности [2, с.4]. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т. д.
Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке изобразительного искусства, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика.
Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку и отметку вместе, сообща.
Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.
Ниже представлены возможные формы диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.
1. Представление и защита творческой работы.
Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:
-по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
-по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?»; «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
— «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т. д.
Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.
Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.
Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:
-композиционная организация изображения в листе; построение формы, передача пропорций;
-умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
-умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
-оригинальность композиции.
Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
При выполнении итоговых творческих композиций объявляется конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети могут награждаться грамотами.
Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
2. «Отзыв о творческой композиции».
Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).
Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.
При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.
3. «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем время провождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика:
-творческие работы, отражающие его интересы;
-продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр.
За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.
Лист «портфеля» может заполняться как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем). Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.
Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспособствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).
На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.
Разделами «Портфеля достижений по предмету» (портфолио) могут быть:
-показатели предметных результатов (выборки проектных, творческих и других работ по предмету, результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала);
-показатели метапредметных результатов;
-показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности);
-материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т. д.;
-заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие результаты наблюдений за развитием художественного творчества учащегося;
-отзывы и комментарии учителей, одноклассников, родителей о работах учащегося.
Одним словом, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении учащегося по предмету. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по предмету и заданной теме.
Пополнять портфолио и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же обучает ученика порядку пополнения портфолио основным набором материалов и их оцениванию.
«Портфель достижений по предмету» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика − учебных и внеурочных − за все годы изучения предмета «Изобразительное искусство», информацию о динамике его достижений, развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат, позволяет поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Обучение алгоритму самооценивания работы.
Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.
Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому формированию самооценивания нужно учить.
Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа или в дневнике учащиеся обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. На этом этапе используется коллективная самооценка.
Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1–2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось ли получить результат?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какая ошибка, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?
Такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания (Необходимый уровень).
В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем) (Повышенный уровень).
Такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали (Максимальный уровень).
7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий значительно повышает эффективность работы учеников.
Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки, позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и
самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
Система оценки образует основу диагностических и контролирующих процессов. Под педагогической диагностикой понимают систему определенным образом организованных видов деятельности педагога, нацеленных на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Контроль — выявление и оценка результатов учебной деятельности обучающихся.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя:
-контроль;
-проверку;
-учет;
-оценивание;
-накопление статистических данных, их анализ;
-рефлексию;
-выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика;
-переопределение целей;
-уточнение образовательных программ;
-корректировку хода обучения;
-прогнозирование дальнейшего развития событий.
I. Подходы к оцениванию предметных результатов
Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Предметными результатами освоения выпускниками школьной программы по изобразительному искусству являются:
-понимание роли и места изобразительного искусства в системе художественного образования, его роли в становлении творческой личности;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-сформированность навыков работы различными художественными материалами ив разных художественных техниках;
-овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и проектной графике), а в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
-способность к созданию выразительного художественного образа.
В процессе оценивания происходит соотнесение результатов выполнения учащимся учебной задачи с уровнем усвоения программного материала (табл. 1).
Уровни усвоения программного содержания
Уровень Деятельность обучающегося
Базовый Освоена опорная система знаний и умений. Ученик способен формулировать учебную цель, выполнять предложенную творческую работу, отвечать на вопросы, сравнивать, делать выводы и обобщения. Используя художественные материалы, технологии создавать выразительный художественный образ и оценивать свой труд
Высокий Успешно освоена система знаний и умений. Ученик способен формулировать цель, выполнять предложенную творческую работу, отвечать на вопросы, сравнивать, делать выводы и обобщения. Используя художественные материалы и технологии создавать нестандартный выразительный художественный образ. Способен к анализу полученных результатов, к оценке своей работы и работ других учащихся
Низкий Ученик не способен выполнить предложенную творческую работу. Нерационально использует художественные материалы и технологии в своих работах. Не способен адекватно оценить свою работу и работы других учащихся
Учебные задания могут выполняться разными способами и в разной форме:
-индивидуальная и коллективная работа при обсуждении текстов культуры;
-самостоятельная работа и работа под руководством учителя, руководителя группы;
-устное выступление (краткий ответ на вопрос, развернутый рассказ);
-решение кроссворда (краткие ответы на вопросы);
-тесты и тестовые задания, в т. ч с использованием ИКТ-средств;
-практическая творческая работа (индивидуальная, коллективная);
-работа с использованием текста (иллюстрации, реклама), условных знаков (семантика в ДПИ) и т. д.
В ходе выполнения заданий учащимися учитель может оценить работу ученика по следующим направлениям:
1. Полнота ответа (количество программных знаний об изучаемом объекте или процессе, знание его существенных признаков).
2. Глубина ответа (совокупность осознанных учеником связей между различными элементами программного материала, знание их существенных черт).
3. Систематичность (осознание иерархии и последовательности в изложении учебной информации; понимание, что одни знания являются базовыми для других).
Систематичность знаний учащихся проявляется:
-в умении излагать учебный материал в той последовательности, которую предлагает учитель или учебное пособие;
-умение изложить материал в иной последовательности, мотивируя этот подход;
-умение объяснить связь последующего с предыдущим;
-в умении самостоятельно устанавливать связи между отдельными объемами информации.
4. Оперативность (применение знаний в различных ситуациях, использование различных способов и направлений применения знаний). К этому относится:
-умение применять знания в сходной и новой ситуации, умение использовать -усвоенные способы деятельности при изучении нового материала.
5. Гибкость (умение самостоятельно использовать полученные знания при изменении привычных условий их применения). К этому относят умения преобразовывать способы деятельности в соответствии с поставленной конкретной задачей, умение создать авторский способ деятельности на основе комбинирования типовых заданий.
6. Конкретность (знание системы конкретных фактов и положений, умение их использовать для обобщения и выводов).
7. Прочность (устойчивая фиксация в памяти системы полученных знаний и способов их применения; умение использовать имеющие знания для получения новых путем логического рассуждения; восстановление знаний на основе имеющихся). (По материалам Лернера И.Я. «Качество знаний учащихся: какими они должны быть?»).
А) Возможные подходы к оцениванию устных ответов
Характеристика ответа Кол-во
баллов
1. Объем и содержание ответа соответствует программному материалу, изложенному в учебном пособии.
2. Используется художественно-творческая терминология. Речь лексически грамотна.
3. Прослеживается логика в построении и изложении ответа, материал предлагается в последовательности, соответствующей поставленной учебной задаче.
4. Теоретические положения проиллюстрированы конкретными примерами. Задействован наглядный материал по теме. Ответ сопровождается комментариями, рисунками, эскизами, раскрывающими основное содержание.
6. Ответ самостоятелен, наводящие вопросы не требуются.
7. Возможны неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправляет после уточняющих вопросов/замечаний
учителя. Соответствующая отметка выставляется за подробное исправление и дополнение ответа другого ученика 5
Ответ достаточно полный, самостоятельный, но имеется ряд недочётов:
1.В изложении материала допущены пробелы в знаниях, не исказившие содержание ответа.
2. Нарушалась логика изложения.
3.Допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя или учащихся.
4. Допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросах, при подведении итогов ответа, исправленных в соответствии с наводящими вопросами или замечаниями учителя 4
1. Ответ неполный по содержанию, фрагментарный. Непоследовательно раскрыто содержание, нарушена логика изложения. Но продемонстрировано понимание вопроса, предъявлены умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала.
2. Имелись затруднения или были допущены ошибки при определении понятий, при использовании терминологии, в демонстрируемых рисунках, эскизах сопровождающих ответ и т. д.
3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении устного практического задания, но приступил к выполнению задания по данной теме, продемонстрировав понимание вопроса.
4. Не были использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из вышеизложенного материала.
5. Наводящие вопросы учителя или дополнения других учащихся не были использованы при ответе 3
1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.
2. Отсутствует понимание основных вопросов содержания темы.
3. Допущены ошибки при определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, эскизах, в выкладках, которые не были исправлены после нескольких наводящих вопросах учителя 2
Таким образом, при устной оценки знаний учащихся предлагается обратить внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования художественно-творческой терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференциацию заданий в зависимости от педагогических условий.
Б) Возможные подходы к оцениванию письменных ответов
При оценивании письменных ответов отметка «5» ставится, если работа выполнена полностью, без «художественных или искусствоведческих ошибок», в должной мере аккуратно. Тема раскрыта глубоко и аргументировано. Показано умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения, логично и последовательно излагать и изображать мысли, сюжеты. Нет смысловых и содержательных ошибок. Достаточно точно отображены особенности явления или объекта в описаниях, зарисовках, эскизах, композициях и т.д. Содержательно и логично описаны, изображены наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если работа выполнена в полном объеме, грамотно по содержанию, но допускаются недочеты или небольшие ошибки, например, при описании или изображении объекта, предмета, явления, процесса, композиции.
Отметка «3» ставится, если выполнена часть работы, даже при имеющихся ошибках и недочетах. Из работы должно быть видно, что ученик понимает содержание задания, но недостаточно хорошо владеет материалом или технологиями для выполнения поставленной учебной задачи.
Таким образом, при оценивании письменных ответов учитывается:
-правильность и осознанность изложения программного содержания;
-полнота изложения материала;
-точность и уместность использования художественно-творческой терминологии;
-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
-самостоятельность работы (при индивидуальной работе);
-речевая грамотность;
-логика изложения.
При выполнении тестовых заданий, перевод полученного количества баллов в отметку возможен в соответствии с процентом правильных ответов:
Процент выполнения % Количество баллов
96-100 5
95 -80 4
50-79 3
49 и менее 2
При оценивании практических работ учащихся необходимо учитывать следующие характеристики выполненной работы:
Характеристика ответа Кол-во
баллов
Практическая работа выполнена в полном объеме и в соответствующей
последовательности. Учащийся/учащиеся работают самостоятельно, в т.ч. при определении алгоритма действий и анализа формы предметов.
Продемонстрировали необходимые теоретические знания, практические
умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, оптимально использованы современные художественные материалы и технологии для создания художественного образа 5
Работа выполнена в полном объеме, самостоятельно. Возможны отклонения от необходимой последовательности в работе, нарушения в логике выполнения задания, но это не повлияло на конечный результат работы. При этом были использованы необходимые средства выразительности и источники информации (таблицы, материалы учебника и т.д.).
Возможны неточности в построении изображения, композиции, но при
этом работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями и навыками (УУД), необходимыми для самостоятельного и осознанного выполнения творческой работы. Допускаются неточность и определенная небрежность при выполнении работы 4
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. Работа потребовала больших временных затрат, но осталась незаконченной. Учащиеся показали владение теоретическим материалом, но испытывали затруднения в ходе их прикладного использования 3
Работа представлена фрагментарно. Отсутствует логика в действиях. Нет завершенного результата. Не владеет теоретическим материалом в пределах школьной программы, средствами выразительности и не использует в достаточной мере художественные материалы и технологии для создания художественного образа 2

Заключение
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных через разные виды художественной деятельности, организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Оценка достижений – основной показатель сформированности учебных универсальных действий у обучающихся. Учитель должен создать все условия для того, чтобы эта оценка была как можно выше, но в тоже время являлась доступной целью для детей.

Литература
1. Организация контроля и оценки качества знаний обучающихся по предметам «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования [Текст] : методические материалы / сост.: В. П. Новоселова, Т. Ю. Казарина, М. М. Шевцова. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 69 с. (Серия «Реализация ФГОС общего образования»).
2. Об организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (с изменениями и дополнениями 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70466462/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – Режим доступа: http://www.prikrmk.sfedor.ru/fgos/1530-stoosnobr.html

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

MNN070577

0
Руководитель ПТГ предметной области "Искусство", учитель ИЗО, ДПИ, музыки, географии.
Комментарии: 0Публикации: 45Регистрация: 05-10-2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.