КТП 5 класс изобразительное искусство по программе Б.М. Неменского

Календарно-тематическое планирование изо 5 класс

№ п\п Тема учебного занятия Сроки Планируемые результаты

 

Основные виды учебной деятельности обучающихся Материально- техническое и учебно- методическое обеспечение

 

Формы организации образовательного процесса
Предметные

 

     Метапредметные Личностные

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3

 

 

 

Древние образы в народном искусстве.

 

 

 

 

 

 

Убранство русской избы

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

керамика).

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Получат возможность научиться:

создавать эскизы с применением народных образов, знаков и символов.

Регулятивные:

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: рассуждать

о содержании рисунков, сделанных другими детьми.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Взгляд на мир через призму искусства.

Объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

4-5 Внутренний мир русской избы Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Проводить сравнение и классификацию (П); Применять полученную информацию на практике(П). Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

 

 

6-7 Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

 

Знать названия предметов народного быта.

 

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков, создавать объекты предметной среды. Уметь работать в смешанной технике (бумага, акварель, фломастеры)

Умение осуществлять взаимный контроль и взаимооценку; (Р) самостоятельное создание алгоритмов деятельности. (П) Использование знаково-символических средств (П) Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

8-9 Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

.Знать крестьянский костюм-образная модель мироздания. Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы.   Уметь работать с различными материалами

 

Работать в паре, коллективе и вырабатывать совместные решения (К) Инициативное сотрудничество в поиске информации, слушать и понимать речь других(К). Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях декоративно-прикладного искусства. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма

                                                                    «Связь времён в народном искусстве» (7 часов)

10 Древние образы в современных народных игрушках Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. Осваивать приемы городецкоо кистевого мазка – «мазка с тенями».

 

Выделять и формулировать познавательную цель(П)

Проводить сравнение и классификацию(П)

Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

 

 

11-12 Искусство Гжели. Городецкая роспись. Уметь: передавать единство формы и декора, выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели, Городца. Применять правила и пользоваться инструкцией(П). Работать по плану(Р). Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и произведениях гжели. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи.

Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях городца.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

.

13-14 Хохлома. Жостово. Роспись по металлу Уметь передавать элементы хохломской и жостовской росписи в композиции. Осваивать приемы хохломского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Осваивать приемы

жжостовского

кистевого мазка – «мазка с тенями».

 

Применять правила и пользоваться инструкцией(П).

Работать по плану(Р).

Формирование мотивации к учению. Сравнивать благозвучное сочетание цветов природе и произведениях жостова.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостовских мастеров.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям хохломы.

Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях хохломы.

15-16 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни Уметь создавать эскизы одного из предметов промысла. Уметь анализировать произведения народных мастеров. Вырабатывать совместные решения при работе в паре(К). Поиск необходимой информации из различных источников (П). Диалогический подход к освоению произведений искусства.  

. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

 

 

Декор-человек, общество, время (10 часов)

17 Зачем людям украшения. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора Использование знаково-символических средств (П); выдвижение гипотез(П). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам   декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

18 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

 

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р).           Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира(П). Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

 

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам   декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

 

 

 

19 Одежда говорит о человеке

 

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Вырабатывать совместные решения при работе в коллективе(К) Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам   декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

20-21 Костюмы древних обществ Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р).           Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира(П). Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

 

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах»

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

 

22-23 О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. Использование знаково-символических средств (П); выдвижение гипотез(П). ∙       Диалогический подход к освоению произведений искусства(К). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их

при создании собственного герба.

 

 

24-25 Символы и эмблемы в современном обществе Уметь составлять эмблемы, учитывая традиционные формы и изобретая свои. Использование знаково-символических средств (П); выдвижение гипотез(П). ∙       Диалогический подход к освоению произведений искусства(К). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

 

26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов. Формулировать собственное мнение и позицию(К). ∙         Формирование способности к целостному художественному восприятию мира(П). Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные

 

 

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

27 Современное выставочное искусство. Уметь работать с соленым тестом или глиной.

Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р); Строить монологические высказывания(К). ∙       Формирование способности к целостному художественному восприятию мира(П). Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

 

Уметь применять разнообразные материалы для работы над декоративным образом Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.. Применять полученную информацию на практике (П) ∙         Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства(К). Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
28-29 Ты сам – мастер ДПИ.(витраж) Знать особенности и традиции изготовления   витража

Уметь использовать выразительные возможности материала.

Применять полученную информацию на практике (П). Строить монологические высказывания(К) ∙       Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях(Р). Развитее навыков сотрудничества со сверстниками.    Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

 

30-31 Ты сам – мастер ДПИ (ваза) Знать технологию работы с выбранным материалом.

Уметь владеть навыком работы в конкретном материале.

Участвовать в диалоге на уроке (К).   ∙       Умение эстетически подходить к любому виду деятельности(П). ∙       Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности(Р). Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувствам других людей. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.

 

32-34 Ты сам – мастер ДПИ.(тряпичная кукла) Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

 

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

 

Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

:

развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

 

35 Обобщение ДПИ в жизни человека    обобщить знания по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

 

Познавательные:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи.

Понимать и анализировать образный строй костюма, давать ему эстетическую оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

MNN070577

0

Руководитель ПТГ предметной области "Искусство", учитель ИЗО, ДПИ, музыки, географии.

Комментарии: 0Публикации: 19Регистрация: 05-10-2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.